Моменты счастья
Вера Иванова
Лирика.

Мир Веры Ивановой естественно мягок и поэтичен. В своём творчестве она идёт от «женского» лирического начала, поэтому рисунок её стихов тонок и изящен. Но сквозь образы и метафоры проступают выстраданные в испытаниях жизни чувства, искренне запечатлённые в строфах стихотворений и дарующие читателям незабываемые моменты сопричастности автору и его переживаниям.

УДК 82-14
ББК 84(2Рос=Рус)6
И21
ISBN 978-5-91990-185-3

Пенза: Научно-издательский центр "Социосфера", 2024 - 164 с.

© Вера Иванова, © Научно-издательский центр "Социосфера"
Рассуждения о моментах счастья
Вступительная статья

Название рецензируемой книги «Моменты счастья» весьма оптимистичное, а главное – оно полностью отвечает содержанию. Композиционно поэтический сборник тщательно продуман и состоит из шести разделов: «Месяцеслов», «Стихи рождаются в тиши», «Случайное чудо», «Пепел на ладони», «Цветные сны», «Мой Фен-Шуй».
Открывают книгу поэтические зарисовки времён года. Пройдясь с ручкой в руках по всем двенадцати месяцам, остался как рецензент довольным.
Вернулся к месяцу любимому, который хорошо знаю, потому что родился под знаком рыбы. Знакомлюсь с характерными приметами марта: «переменчивый, капризный, сердитый». Что ж, все определения точные. Даже «сердитый» – правильно. Бывает, что в конце месяца, когда теплынь гуляет по улицам в одной рубашке, вдруг так ударит морозец, что в пору шубу надевать. Сразу же вспоминаются слова дальновидной матушки: «рановато цыган шубу продал». А вот вторая строчка неожиданно как-то заставила меня задуматься: «Март, как сонный мужчина небритый». А впрочем, почему бы и нет? Если слово март мужского
рода, то, значит, такое неожиданное сравнение вполне обосновано, а главное – образ получился новым и запоминающимся.
Основания для «небритости» есть. Это время, когда после таяния снегов появляются песок, заржавелые металлические предметы, и всякая подобная рухлядь, напоминающая небритое лицо. Небо в это время года тоже бывает частенько серым, любопытно рассматривающим своё отражение в лужах. Не могу не быть солидарным с автором, когда она заканчивает свои необычные строчки женским обращением:


Я люблю тебя, март, беспричинно –
Для меня ты как будто мужчина.


На мой взгляд, удачно подобраны названия всех поэтических разделов в книге. В названиях уже скрыты подсказки читателю по содержанию стихотворений, и он может легко ориентироваться и сосредоточиваться на тех циклах, которые ему интересны. Для меня, как читателя, всегда интересны в поэтических сборниках строчки, подталкивающие к
размышлениям. Я порой не соглашаюсь с автором, как, скажем, во второй части – «Стихи рождаются в тиши». Вот, например, Вера Иванова восхищается в стихотворении «Серебряное» «серебряным веком» русской литературы:


Серебряного века
Возвышенны стихи.
Нет слов для человека,
Что вышел от сохи,
Нет слов для человека,
Что тёмен, грязен, груб.
Серебряного века
Стихи для нежных губ.

Однако, нет такого века. Есть придуманный литературоведами красивый термин (автор книги «Моменты счастья» в данном случае не причём) «серебряный век», который просто когда-то вошёл в моду. Было всего несколько десятков лет на стыке веков, когда работали новаторы от поэзии – символисты, иманжинисты, акмеисты, футуристы. И стихи некоторых из них никак не назовёшь возвышенными.
Хорошо звучит итоговая строчка:


И я пишу доныне
Как будто серебром…


Такие стихи и в самом деле имеются в сборнике. Тем не менее, слепое подражание лучшим писателям-символистам и акмеистам было бы в наше время неуместным. И автор это понимает, когда уже в следующем стихотворении пишет:


Как сок берёзы по весне,
Я пью Ахматову во сне,
Я Пастернака по частям
Пишу в тетрадь то тут, то там.
Асеев, Тютчев, Бунин, Блок…
Для всех есть в сердце уголок.


Судя по сборнику, Веру Иванову не назовёшь начинающим поэтом, она прекрасно справляется с техническими трудностями в стихах, подбирает свои, только для неё характерные рифмы и размеры, серьёзно работает над словом.


Мне нужны не голые стихи,
Не одна лишь форма и размер,
Ведь поэт, как пахарь у сохи, –
Стихотворных строчек землемер.


Сравнение с пахарем о многом говорит любителям поэзии. Лучший критерий оценки стихов – желание их цитировать, так вот у меня, признаюсь, таких желаний при чтении рукописи было
много.
Тема поэзии не единственная в сборнике. В содержании можно выделить несколько тем. Не буду перечислять их все, читатель и сам найдёт для себя интересное и нужное. Не навязывая своего мнения, хотелось бы отметить ещё мотивы любви. Я бы назвал её целомудренной, не имеющей ничего общего со слезливой сентиментальностью, а вполне осознанной, семейно-материнской. В характерном для автора обращении: «Мы с тобою смотрим в зеркало нашей
венчанной любви…» видятся вековые устои, утвержденные в православном обществе. В продолжение темы появляются стихи, посвящённые детям: Петру и Арсению. И вот мы уже радуемся вместе с мамой рождённому чаду:


Побежали, побежали строчки,
мне их не догнать.
Вот кормлю любимого сыночка –
благодать!


Такой любви нельзя не радоваться. Процитированные строчки уже из третьей части «Случайное чудо». И всё-таки случайного чуда не бывает. Счастье создавалось вместе с любимым, преодолевая житейские трудности на своём пути. О том, как эта тема раскрывается в книге можно говорить и рассуждать долго. Эту приятную миссию оставляю читателям.
Мне по душе темперамент Веры Ивановой, её неуспокоенность, стремление выразить в своих стихах пережитое и перечувствованное, при этом стиль изложения оставляя спокойным и взвешенным. Читать книгу «Моменты счастья» легко. Вера Иванова не стремится петь не своим голосом, не выдумывает романтических героев, сногсшибательных метафорических выражений.
Не берусь подсчитывать все моменты счастья в одноимённом сборнике. Одно могу сказать: их много, а чуть-чуть подумав, добавлю – очень много. Счастливый человек Вера Иванова уже потому, что издаёт прекрасную книгу, а поскольку она к тому же не первая, то радость увеличивается в геометрической прогрессии. И эта радость не только автора, но и читателей.


Геннадий Горланов

Доктор филологических наук, профессор,

член Союза писателей России.

К читателям
Вступительная статья

Книга, которую вы держите в руках, наполнена стихотворениями, родившимися за более чем тридцатилетний период – от школьного «Март» до сегодняшней «Волчицы».
Название сборника не случайно. Для меня рождение стихотворений, время, когда они приходят – это моменты невыразимого, почти физически ощутимого счастья: эмоции переполняют, и хочется ими поделиться. Радуюсь, что таких счастливых моментов набралось за эти годы достаточно много.
Хочу выразить признательность всем своим близким, школьным и студенческим друзьям за их неизменный интерес и поддержку моего творчества, моему любимому учителю литературы
Рухловой Е. В. – именно она своими уроками привила мне любовь к поэзии.
Отдельные слова благодарности прекрасному русскому поэту Виктору Иванову, эталонный литературный вкус которого и моральная поддержка дали мне уверенность в своей состоятельности как поэта, и убедили, что книга будет востребована.
И, конечно, самая большая благодарность мужу – Борису Иванову, с которым мы в уже далёком 2007 году выпустили свой первый поэтический сборник. Наши с ним творческие споры всегда толкают меня к действию, будят мысли, обостряют чувства. Борис очень помог в оформлении нового сборника и настоял на включении в него многих моих ранних стихотворений.
Надеюсь, что эта книга подарит читателям много приятных и счастливых моментов.

Вера Иванова





Из части "Месяцеслов"

                 ЯНВАРЬ


Нет слов для января, уста немеют,
Мороз мешает думать и дышать.
И я опять тебе сказать не смею,
О чём болит и молится душа.

О чём она кричит январской ночью,
Когда луна, моей гордыни твердь,
Глядит в окно и рвёт мне сердце в клочья,
И вновь пророчит медленную смерть:

От равнодушья, от тоски, от скуки
И от любви, что я не сберегла.
Прошу тебя: скорей согрей мне руки,
Чтоб эти строки записать могла...

Январские слова твердеют быстро –
Мороз их превращает в чистый лёд,
Но вот душа, как Ангара иль Истра,

Не так-то просто по зиме встаёт.

                          ДЕКАБРЬ


Декабрьские долгие тёмные ночи,
Тревожные предновогодние дни.
Люблю я их очень, боюсь я их очень,
Ведь что – неизвестно, приносят они.

Поставлена ёлка, гирлянды и свечи,
Подарки готовы, приходят друзья.
Декабрьские встречи – последние встречи,
Их в этом году нам продолжить нельзя.

Часам замереть бы на цифре двенадцать,
И времени свой оборвать быстрый бег,
Чтоб нам не пришлось в январе расставаться,

Чтоб нам не пришлось расставаться вовек!



Из части "Стихи рождаются в тиши"

        ЧЕРНОВИКИ


Черновики, черновики…
Бросаясь навзничь,
Летим к любви, как мотыльки,
Сгорая за ночь.

Черновики, черновики…
Поля в тетрадях.
Они, как линии руки,
Как проседь в прядях.

Черновики, черновики…
Не спим ночами,
Годам чтоб юность вопреки
Пришла словами.

Черновики, черновики…
Горят закаты.
Но мы с тобой не старики –

Любви солдаты!

                 * * *


Мне нужны не голые стихи,
Не одни лишь форма и размер,
Ведь поэт, как пахарь у сохи, –
Стихотворных строчек землемер.

На бумаге строфы пропахать,
Так непросто, бросить семена…
Чтоб слова явили свою стать.
Рифм без счёта, верная – одна!

Как отмерить смысла в аккурат?
Как вложить и душу, и мечту?
Как понять, где пишут, где творят?..

Вам судить – я только лишь прочту.





Из части "Случайное чудо"

             * * *


Нам трудности подбрасывает жизнь.
А я шепчу: «Любимый мой, держись!»
Давай, пойдём, друг к другу прислонясь,
Друг в друга веря и вдвоём борясь.
Ценить, любить,
             поддерживать, хранить –
Нам друг без друга точно не прожить.
Дарить, спасать, выхаживать, жалеть,
Писать стихи, дуэтом песни петь,
Растить, учить, воспитывать, творить,
И каждый миг – любить,
                                           любить,

                                                      любить!!!

               * * *


Я могу с тобой объехать целый свет,
Я могу с тобой работать и скучать,
Говорить, смеяться, плакать и молчать,
Наблюдать передвижение планет.

Мне с тобою и уютно, и легко
Пить вино или парное молоко,
За спиною находиться, словно тень,
Лишь бы быть с тобою рядом

                                                целый день.



Из части "Пепел на ладони"

                 САМОКОНТРОЛЬ


Самоконтроль. Опять самоконтроль –
Я в нём такой же профи, как и ты.
Мой частый спутник – головная боль,
Когда себя бросаю с высоты.

Самоконтроль, один самоконтроль.
Не вспоминать, не думать, не мечтать,
Играть для всех заученную роль,
В которой мне тебя не целовать.

Сплошной регламент –
                             вот в чём жизни соль.
Другим, наверно, нас и не понять…
Самоконтроль, увы, самоконтроль

Мешает мне при всех тебя обнять.

                          * * *


Всё не зря. Не думай, не мучайся.
Наши встречи – от случая к случаю.
Всё не зря, что небом нам послано
И серьёзное, и несерьёзное!

Дни мелькают. Жизнь солнцем закатится.
На себя не бойся потратится.
Есть рецепт, как бороться с депрессией –
Красотою, любовью, поэзией!

Я смотрюсь в зелёные омуты,
Только губы предательски сомкнуты.
Промолчу. Лишь писать получается.

Всё не зря!

          Всё, что с нами случается.



Из части "Цветные сны"

                       * * *


Под масками, под касками,
За хохмами с бравадою,
За байками и сказками
Скрываем часто правду мы.

В цвет силы красим слабости
Прилежно и старательно
И говорим похабности
Подругам и приятелям.

Ищу я в людях чистое,
Душевное и доброе –
Не хамство мускулистое,
Не быдло подзаборное.

Как просто мордой вЫвозить,
Легко, случайно, весело!
Как трудно личность вЫносить

В себе... Чтоб что-то весила.

               * * *


Ухожу в свои мысли
Глубоко и надолго,
Отрешаясь от пут бытия.
Только слёзы солёные
На ресницах повисли
Раздирая тщедушное «Я».

Ухожу от общения,
От пустого злословия,
Лицемерного, светского дна.
Лишь молчание – золото,
В нём – надежда к прощению
И пути к пробужденью от сна.

Ухожу, и всё дальше
От себя изначальной,
От эмоций и боли, от чувств.
Я так сильно устала
От борьбы и от фальши.

А молитва ведь тоже искус...



Из части "Мой Фен-Шуй"

               ФЕН-ШУЙ


Дерево есть пища для огня.

А огонь собой металл питает.

Без металла же

            не вспашется земля.

Влага из земли проистекает.


Древо пьёт ту воду день за днём

Лишь затем, чтобы сгореть огнём

                      ВОДА


Вода во мне,
                   вода в тебе,
                                   вода повсюду.
Она, как Бог,
                   она, как жизнь,
                                    подобна чуду.

Я с ней теку,
                   я с ней парю
                                   и замерзаю.
Как воду,
                   я любовь дарю.

                                  Зачем? – не знаю.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website